Данте

Вторник, 16 Апр 2013

  Итальянский поэт Данте Алигьери (Dante Alighieri) родился во Флоренции в  1265 году в мае в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. При рождении мальчик получил имя Дуранте в честь деда; Данте – уменьшительный вариант. Дуранте (durante) в итальянском языке часто употребляемое слово, означающее «в течение, в продолжение, во время», например, durante l’inverno (l’estate) зимой (летом).  Имя Дуранте, однако, специалисты перевели как  «претерпевающий»; вероятно, его смысл дополнили прилагательным duro – тяжёлый, трудный.  В юности Данте в стихах воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть (1290 г). В них чувствуется  влияние провансальских трубадуров, сицилийских поэтов и школы «дольче стиль нуово». Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западно-европейской литературе романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292), где мистическое преображение действительности сочетается с глубоким психологическим проникновением в живое чувство.

    Данте активно участвовал в общественной жизни Флоренции, примкнув к партии «белых» гвельфов (в основном представляющих торгово-ремесленные круги). После победы «чёрных» гвельфов (партии городского дворянства) Данте заочно был приговорён к сожжению с конфискацией имущества (1302). Позже отошёл от «белых»  и стал, по его выражению, «сам себе партией». Начались скитания поэта по Италии. Он был приговорён к смерти вторично в 1315 (этот приговор был отменён в 1966!). Последние 6 лет жизни поэт провёл в Равенне.

    К  1304-07 годам относятся трактаты Данте о «Народной речи» на латинском языке и «Пир», включающий 3 канцоны, созданные раньше, и являющийся первым образцом философской прозы на народном итальянском языке. Изложение вопросов морали, богословия, учения о свойствах души и интеллекта нарушается лирическим элементом – страстными тирадами, не свойственными этому жанру. В трактате «О народной речи» Данте говорит  о родстве романских языков и об итальянских диалектах.

    Когда родился Данте, в Италии закончился процесс создания и развития городов-коммун.  Система управления городами с привлечением торговцев и ремесленников на примере Флоренции ему казалась демократической и прогрессивной. В молодости он был патриотом Флоренции и даже сражался в рядах её защитников.

    Жизнь в изгнании значительно изменила политические убеждения Данте. Междоусобная война во Флоренции, войны между городами, падение морального авторитета церкви, интриги папской курии – вот что увидел поэт, скитаясь по многочисленных городам и местностям. Он пришёл к выводу, что его сограждане во Флоренции и жители в других городах-коммунах ещё не доросли до самостоятельной защиты своих интересов. Поэт всё более склонялся к убеждению, что только императорская власть может умиротворить и объединить Италию.

    Новая политическая теория Данте неожиданно получила шанс на осуществление, когда германский король Генрих VII в октябре 1310 года перешел Альпы со своей армией и вторгся в пределы Италии с благими намерениями установить в стране мир,, согласие и благоденствие. В поддержку Генриха Данте написал на латинском языке три послания. В трактате  «О монархии»  (1312-13) на латинском языке Данте защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно обеспечить земное благополучие людей.

    Однако надеждам Данте не суждено было осуществиться. При попытке покорить самый крупный город Италии  Флоренцию Генрих потерпел поражение. После коронации 29 июня 1312 года Генрих VII стал Императором Священной Римской Империи и приступил к подготовке  нового похода на непокорную Флоренцию. К весне 1313 году Императору удалось собрать внушительное войско, но в дело вмешалась судьба: 24 августа 1313 года Генрих неожиданно умирает, а с ним и умирают надежды Данте на объединение Италии под властью могущественного монарха и возвращение в родной город.  Смерть императора оплакивали многие поэты того времени. Данте отвёл ему достойное место в «Раю» своей «Божественной комедии».

    Поэма «Божественная комедия»

   Вершина творчества Данте – это поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» за поэтическое совершенство не раньше XVI в. Работу над поэмой Данте начал в 1307 году и закончил в 1321, в год свой смерти. Наименование поэмы нуждается в разъяснении. Данте назвал её комедией, употребив это слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией – всякое произведение с печальным началом и благополучным концом. Это значит, что в понятие «комедия» во времена Данте не входили ни драматургическая специфика этого жанра, ни установка обязательно вызвать смех.

    «Божественная комедия» отличается необыкновенно чёткой, продуманной композицией. Она делится на три большие части («кантики»), посвящённые изображению трёх частей загробной жизни, согласно учению католической церкви, – ада, чистилища и рая. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, причём в первой кантике добавляется ещё одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трёхстрочными строфами – терцинами).

    Господство в композиционной структуре поэмы числа 3 и производного от него 9 объясняется его мистическим значением (символизация христианской идеи о троице).  В «Божественной комедии» на числах 3 и 9 основана вся архитектоника загробного мира. Она продумана Данте до мельчайших подробностей, вплоть до точного обозначения всех пространственных и временных моментов. Сюда можно добавить, что каждая кантика кончается одним и тем же словом «звёзды» (stelle), что имя Христа рифмуется только с самим собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Марии.

    При всей оригинальности художественного метода Данте его поэма имеет многочисленные средневековые источники. Повествование событий, т.е. фабула поэмы, как говорят литературоведы, воспроизводит схему популярную в средневековой клерикальной литературе жанра «видений» или «хождений по мукам», т. е. поэтических рассказов о том , как человеку удалось увидеть тайну загробной жизни.

    Из античных источников поэмы Данте наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца. Данте не только использовал некоторые сюжетные детали из поэмы «Энеида», но и ввел её автора Вергилия в свою поэму в качестве своего путеводителя во время странствий по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел.

...Продолжение следует

Понравилась статья? Расскажите друзьям.:
Общайтесь со мной