Введение
Произношение букв итальянского алфавита
A,a произносится так же, как соответствующий русский гласный а
B,b произносится так же, как соответствующий русский согласный б
C,c произносится, как русский согласные к, перед гласными i и e, как русское ч
D,d произносится так же, как соответствующий русский согласный д
E,e произносится так же,как соответствующий русский гласный е, либо э
F,f произносится так же, как соответствующий русский согласный ф
G,g произносится, как русский согласный г, либо дж перед гласными i и e
H,h не произносится
I,i произносится как русский гласный и, либо й при определённых условиях
L,l произносится, как русский согласный л, но с напряжением и мягче
M,m произносится, как русский согласный м
N,n произносится, как русский согласный н
O,o произносится, как русский гласный о, но в двух вариантах, как вы увидите в уроке 1
P,p произносится так же, как соответствующий русский согласный п
Q,q произносится, как русский согласный к
R,r произносится, как соответствующий русский согласный р
S,s произносится, как русские согласные с или з при определённых условиях
T,t произносится, как русский согласный т
U,u произносится, как русский гласный у
V,v произносится, как русский согласный в
Z,z произносится, как русский согласный ц либо дз при определённых условиях
УРОК 1
В этом и во всех последующих уроках ударение в словах указано чёрточкой под гласной буквой.
1. Произношение и правила чтения
1.1. Согласные b-p, m-n, v-f, r. 1.2. Согласный l. 3. Согласные k-g. 1.4. Гласные a-i-e-u-o. 1.5. Слог и слогоделение. 1.6. Ударение в слове. 1.7. Ритмическая группа. Интонация повествовательного утвердительного предложения.
2. Грамматика
§ 1. Порядок слов в повествовательном предложении. § 2. Определенный артикль мужского и женского рода. § 3. Случаи неупотребления артикля. § 4. Имя существительное. Мужской и женский род. § 5. Имя прилагательное. Согласование с существительным. § 6. Глагол essere. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени. § 7. Глаголы I спряжения. 3-е лицо единственного числа настоящего времени. § 8. Предлоги di, a, da. § 9. Место наречия при глаголе.
1. Произношение и правила чтения
1.1. Согласные b-p, m-n, v-f, r.
Согласные b-p, m-n, v-f, r произносятся так же, как соответствующие русские согласные, но более четко и напряженно.
1.2. Согласный l.
Согласный l по своей артикуляции сильно отличается от соответствующего русского согласного «л» в словах «лапа», «палка». Приближается к звучанию «л» в русских словах «лёд», «лебедь».
При произнесении l кончик языка упирается в верхние зубы, а края касаются коренных зубов. Спинка языка опущена.
1.3. Согласные k-g.
Согласные k-g произносятся так же, как соответствующие русские согласные «к-г».
1.4. Гласные a-i-e-u-o.
Гласная буква а произносится как русская гласная «а» в словах «дар», «как».
При произнесении гласной i кончик языка с силой упирается в нижние резцы. Язык сильно выгнут, спинка его почти касается твердого неба. Губы растянуты.
Гласная буква е произносится в двух вариантах в зависимости от от положения в слове или в предложении: закрытый гласный звук «e» и открытый гласный звук «e».
Закрытый гласный звук «е» произносится как русский гласный «е», но с напряжением. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка приподнята. Углы губ растянуты. Рот раскрыт почти так же, как при произнесении «а».
Открытый гласный звук «e». При его произнесении кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка слегка приподнята. Края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Нижняя челюсть опущена. Рот несколько меньше открыт, чем при произнесении «а». Звучит как русский гласный «э», например, в слове это.
Чтение гласной «e»
Буква «е» читается обычно как закрытый гласный звук «е»:
а) под ударением в открытом слоге: mena (мена), rena (рена);
б) в безударной позиции: pane (пане), dare (даре);
в) в союзе «е» (и).
Буква «е» читается как открытый гласный звук «е»:
а) в глаголе essere (эссере) – быть, форма 3-го лица единственного числа: è (э).
б) в закрытом ударном слоге apеrta (апэрта), что в переводе на русский язык означает «открытая».
Гласные u-o.
Гласная u. При произнесении u кончик языка отодвинут от нижних зубов, задняя часть приподнята к мягкому нёбу. Губы сильно округлены и выдвинуты вперед. Произносится как русский гласный звук «у».
Примеры: russo (руссо) – русский, tu – ты.
Буква «o» произносится в двух вариантах в зависимости от положения в слове или в предложении: как закрытый гласный звук «о» и как открытый гласный звук «о».
Закрытый гласный звук «о». При его произнесении язык отодвинут назад, кончик языка опущен, губы округлены и выдвинуты вперед. Произносится как русский гласный «о».
Буква «о» читается как закрытый гласный звук «о» в безударной позиции: alto (альто) – высокий, pulito (пулито) – чистый.
Открытый гласный звук «о». При его произнесении кончик языка отодвинут от нижних зубов, опущен и давит вниз; нижняя челюсть опущена, губы почти не округлены.
Буква «о» читается как открытый гласный звук «о» :
а) в односложных словах: do, sto;
б) как правило, под ударением в открытом и закрытом слогах: poco, otto.
Правила чтения
а). Буквы c, g читаются перед гласными a, o, u как [k, g], т.е. как соответствующие русские согласные «к, г»: cane, cupa, gara, gufo, cosa. (кане, купа, гара, гуфо, коза)
б). Буква «s» между двумя гласными читается как как русское з: casa, base, cosa
в). Гласные под ударением в открытом слоге произносятся долго: casa (каза), cosa (коза).
г). Гласные под ударением в закрытом слоге произносятся кратко: aperta [апэртa].
д). Удвоенные согласные читаются как один долгий звук: arriva [аррива], bella [бэлла].
1.5. Слог и слогоделение.
Как и в других языках, в итальянском языке слова делятся на слоги. Слоги образуются:
а). Одним гласным в начале слова A-da.
б). Гласным с предшествующим ему согласным или согласными:
ca-sa
a-mi-ca
bra-va
в). Гласными между двумя согласными:
a-per-ta
lar-ga
г). Удвоенные согласные разделяются:
ar-ri-va
Согласный s не отделяется от последующих согласных:
fi-ne-stra.
1.6. Ударение в слове.
Один из слогов каждого слова является ударным. В итальянском языке ударение может падать:
а). В основном на предпоследний слог, считая от конца слова: Mara, Ida, brava, aperta, finestra.
г). На третий слог от конца слова: camera ['kamera].
Все случаи ударения на третьем или четвертом слоге, считая от конца слова, будут обозначены в учебных текстах, как мы и договорились, чёрточкой под гласной ударного слога: camera. В настоящих уроках ударение будет проставляться во всех словах в учебных текстах, но в упражнениях ударение ставится не всегда.
1.7. Ритмическая группа
Ритмическая группа – это слово или группа слов, представляющая собой законченное смысловое целое. В процессе речи ритмическая группа объединяется общим логическим ударением на последнем слове, после которого следует пауза. Каждая ритмическая группа произносится на одном дыхании без пауз между словами.
Ритмическую группу могут составлять:
1). Подлежащее, выраженное именем нарицательным или собственным:
La camera è bella – комната красивая.
Aldo arriva presto – Альдо приходит рано.
2). Личное местоимение–подлежащее и глагол-сказуемое:
Tu parli – ты говоришь.
3). Глагол-связка и именная часть сказуемого:
Aldo è studente – Альдо – студент.
4). Сказуемое и обстоятельство:
parla bene – говорит хорошо
arriva tardi – приходит поздно.
5). Определяемое слово с определением и артиклем:
La bella casa – красивый дом.
La casa moderna – новый дом.
6). Словосочетание, выражающее одно понятие:
parla russo – говорит по-русски.
7) Предлог с последующими словами:
a casa – дома
in un giardino – в саду.
2. ГРАММАТИКА
§ 1. Порядок слов в предложении.
В повествовательном предложении обычно прямой порядок слов: сказуемое стоит после подлежащего:
Mara va a casa.Мара идет домой.
§ 2. Артикль. Артикль – служебное слово, указывающее на род и число существительного, на определенность и неопределенность.
Определенный артикль женского рода единственного числа имеет следующие формы:
la – la casa – дом
la parete – стена
l’ перед существительным женского рода, начинающего с гласной буквы:
l’amica – подруга.
Определенный артикль мужского рода единственного числа имеет следующие формы:
il – перед существительным, начинающимся с согласного:
il fratello, il padre, il dottore
l’ - перед существительным мужского рода, начинающимся с гласного:
l’amico
lo – перед существительным мужского рода, начинающимся с s + согласный
lo studente
§ 3. Артикль не употребляется:
-
Перед именами собственными: Mara, Ida, Capri.
-
В именном сказуемом перед существительными, обозначающими профессию или род занятий:
Aldo è studente – Альдо студент.
§ 4. Имя существительное. В итальянском языке для существительных имеется два рода: мужской и женский.
а) существительные мужского рода с окончанием о или е:
il fratello, il padre, lo studente
б) существительные женского рода с окончанием а или е:
la sorella, l’amica, la parete
§ 5. Имя прилагательное. Прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. В данном уроке будем говорить о согласовании в роде.
-
Прилагательное, оканчивающееся на о в мужском роде, меняет о на а в женском роде:
il pavimento pulito – la finestra aperta
il dottore bravo – la parete pulita
-
Прилагательные, оканчивающиеся на е, не изменяются по родам:
il libro verde, la parete verde
§ 6. Глагол essere. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Фома 3-го лица единственного числа настоящего времени è глагола «essere»может употребляться:
1. В роли глагола-связки в именном сказуемом (употребление глагола-связки обязательно). При этом именная часть составного сказуемого, выраженная прилагательным, согласуется с подлежащим в роде и числе:
Mara è аlta.Aldo è bravo. – Мара – высокая. Альдо – молодец.
-
Может иметь значение «находиться»:
Mara è a Bari – Мара находится в Бари.
§ 7. Глаголы 1-го спряжения. В итальянском языке глаголы делятся по типам спряжения на 3 группы. Глаголы 1-го спряжения имеют в инфинитиве окончание are:
parlare - говорить, разговаривать
arrivare - приехать, прибывать.
В третьем лице единственного числа настоящего времени глаголы 1-го спряжения имеют окончание а:
Ella parla – она говорит
Ella arriva – она приезжает.
§ 8. Предлоги.
В итальянском языке падежные отношения выражаются посредством предлогов.
-
Предлог «di». Одним из значений предлога di является выражение отношения принадлежности
La casa di Mara – дом Мары
L’amica di Mara – подруга Мары.
- Предлог а выражает:
а) направление движения:
Ada va a casa, a Bari – Ада едет домой, в Бари.
б) нахождение на месте:
Mara è a Bari – Мара в Бари.
3. Предлог da может соответствовать русскому предлогу к в значении движения к лицу:
Mara va da Ida – Мара идет (едет) к Иде.
§ 9. Место наречия при глаголе.
Наречие, относящееся к глаголу, стоит обычно после глагола.
Mara parla bene – Мара говорит хорошо.
Aldo arriva presto – Альдо приезжает рано.
Слова и словосочетания
Ada – Ада
finestra (ж.р.) – окно
è –есть (3-е л. ед. числа глагола essere – быть)
aperto – (прил.) открытый, открыт
essere – быть
pavimento (м.р.) – пол
bravo (прил.) – славный, хороший
pulito (прил.) – чистый, чист
pure – тоже, также
tappeto (м.р.) – ковер
Aldo – Альдо
rosso (прил.) – красный
abita – живет, проживает
parete (ж.р.) – стена
Bari – город Бари
verde (прил.) – зеленый
amico – (м.р.) друг
parla – говорит, разговаривает
amica – (ж.р.) подруга
parla russo – говорит по-русски
Capri – Капри (остров)
bene (нар.) – хорошо
va – идет, едет
male (нар.) – плохо
casa (ж.р.) – дом
sorella (ж.р.) – сестра
a casa – дома, домой
ella (местоим.) – она
Marisa – Мариза
canta – поёт
studentessa (ж.р.) – студентка
fratello (м.р.) – брат
studente (м.р.) – студент
dottore (м.р.) – доктор
bello (прил.) – красивый
Roma – Рим
e – союз «и»
arriva – приезжает, прибывает
largo (прил.) – широкий
presto (нар.) – рано
ТЕКСТ
Ada, Aldo e Marisa
Ada è brava. Pure Aldo è bravo. Ada abita a Bari. Pure Aldo abita a Bari. L’amica di Ada è a Capri. Ada va a casa. Marisa va da Ada. Marisa è studentessa. Aldo è studente. L’amico di Aldo è studente. La casa di Ada è bella, è alta, è moderna. Il padre di Aldo è a casa. La camera di Aldo è bella e larga, la finestra è aperta, il pavimento è pulito. Il tappeto è rosso, la parete è verde. Aldo parla russo. Pure Ada parla russo. Parla bene. Aldo parla male. La sorella di Aldo abita a Bari. Ella canta bene. Il fratello di Aldo è dottore. È a Roma. Arriva a Bari. Aldo arriva presto.
Послушайте, как звучит текст Ada, Aldo e Marisa.
Упражнения
1. Напишите по 2 строчки следующих букв прописью:
A a, I i, P p, M m, N n, R r, L l.
2. Спишите следующие слова, разделяя их на слоги:
Ada, Mara, amica, casa, alta, parla, arriva, canta.
3. Перепишите текст и разделите предложения на ритмические группы. Отметьте долготу гласных.
4. Прочтите текст 3 раза вслух.
5. Поставьте определённый артикль перед существительными:
finestra, amica, camera, parete, padre, fratello, sorella, dottore, amico, studente, pavimento, tappeto.
6. а) Вставьте вместо точек прилагательные:
alto, aperto, bravo, largo, pulito, rosso, verde;
обратите внимание на согласование прилагательного с существительным:
1. La finestra è … . 2. Mara è … . 3. La casa è … .4. La camera è … . 5. Il pavimento è … . 6. Il tappeto è … . 7. La parete è … .
б) Вставьте вместо точек существительные:
dottore, studente, studentessa.
Il fratello è … . La sorella è … .Il fralello di Aldo è … .
7. а) Напишите в третьем лице единственного числа глаголы:
arrivare, cantare, parlare, abitare
б) Поставьте глаголы, данные в скобках, в третьем лице единственного числа и переведите на русский язык:
Mara (arrivare) a Bari. Ella (cantare) bene. Aldo (parlare) russo. Il fratello (parlare) bene.
8. Поставьте предлог di и переведите сочетания:
la casa … Mara; la camera … Ida; l’amica … Ada; il fratello … Mara; il padre … Aldo; l’amico … Aldo.
9. Закончите следующие предложения:
а) Ada è a … Ida va a … . Ada va da …; Ada è a …; Aldo va … . Aldo abita a … . Aldo arriva a … .
б) 1. La casa è … . 2. La camera è … . Il pavimento è … .3. La finestra è … .4. Il padre di Aldo è … . 5. La sorella di Aldo è … . .6. L’amico di Aldo è … . 7. L’amica di Mara è …
10. Вместо точек вставьте наречия:
Ada parla … . Aldo parla … . Mara arriva … .
11. Прочитайте вслух:
Ada è brava. Ada arriva. Aldo è dottore. L’amico di Aldo è studente. Aldo va a casa.
12. Переведите следующие предложения:
1. Ада дома. 2. Ида едет в Бари. 3. Она живёт в Бари. 4. Мара находится в Бари. 5. Ада идёт к Иде. 6. Альдо тоже идёт к Иде. 7. Ида – высокая. 8. Подруга Иды тоже студентка. 9. Альдо студент и живёт в Бари. 10. Альдо говорит по-русски. 11. Альдо говорит хорошо. 12. Альдо – врач.
Ключ к выполнению упражнений
Упр. 5
la finestra, l’amica, il padre, l’amico, lo studente.
Упр. 6.
а) 1. La finestra è aperta. 2. Mara è brava. 3. La casa è alta. 4. La camera è larga. 5. Il pavimento è pulito. 6. Il tappeto è verde. 7. La parete è rossa.
б) Il fratello è dottore.
Упр. 12.
1. Ada è a casa. 2. Ida va a Bari. 3. Ella abita a Bari. 4. Mara è a Bari. 5. Ada va da Ida. 6. Anche Aldo va da Ida. 7. Ida è alta. 8. Anche l’amica di Ada è studentessa. 9. Aldo è studente e abita a Bari. 10. Aldo parla russo. 11. Aldo parla bene. 12. Aldo è dottore.