УРОК 4
Правила чтения
1. Согласный z. 2. Буквенное сочетание sc перед гласными i и e.
Грамматика
§ 23.Формы определённого артикля (единственное и множественное числа). § 24. Множественное число имен существительных. § 25. Множественное число имен прилагательных. § 26. Спряжение глаголов III спряжения в presente. § 27. Спряжение глагола essere. § 28. Спряжение глагола fare в presente. § 29. Слияние предлогов di, in, su c определённым артиклем. § 30. Вопросы к членам предложения ( вопрос к подлежащему, к глагольному сказуемому, к составному сказуемому).
Правила чтения
1. Согласный z.
1.1. Буква z читается как русское «ц» в следующих случаях:
а) после согласной:
marzo (марцо) – март, calza (кальца) – чулок
Исключения: bronzo (брондзо) – бронза, benzina (бендзина) – бензин
б) в окончаниях zia-zio-zione:
giustizia (джустицйа) - правосудие, справедливость; comizio (комицйо) – митинг; collezione (коллецйоне) – коллекция;
в) если она удвоена:
mazzo (маццо) — пучок, пачка; pazzo (паццо) — сумасшедший, безумный.
1.2. Буква z читается как русское буквосочетание «дз» в следующих случаях:
а) в глаголах, оканчивающихся на izzare:
organizzare (органидзаре) – организовывать; simpatizzare (симпатидзаре) — испытывать симпатию;
б) в начале слова:
zia (дзиа) – тётя; zuppa (дзуппа) – суп, zucchero (дзуккеро) – сахар;
в) если буква z выходит к латинскому «d» medium: mezzo (медзо) — половина.
Примечание: не забывайте, что две согласных zz указывают на длительность при произношении буквосочетания «дз».
2. Буквенное сочетание sc перед гласными i и e.
2.1. Буквосочетание sc произносится как русский согласный «ш» перед гласными «i – e«:
scivolare (шиволаре) – скользит; scena (шена) – сцена.
2.2. Если между буквосочетанием sc и «a, o, u» cтоит гласная «i«, последняя не произносится:
scialle [шалле] – шаль, платок; sciocco [шокко] — глупый, глупо.
2.3. Буквосочетание sc читается как [sk] в следующих случаях:
а) перед гласными a, o, u:
scopo (скопо) – цель; scala (скала) – лестница; scuro (скуро) – тёмный;
б) перед h:
schivo (скиво) – раб; scheda (скеда) – листок; schiuma (скйума) – пена; schiavo (скйаво) – раб;
в) перед согласными r – l:
screditare (скредитаре) – дискредитировать; esclamare (ескламаре) – восклицать.
Упражнения в чтении
2. Прочитайте данные упражнения.
1. pazzo, mazzo, ammazzo; pezzo, prezzo, apprezzo, ragazzo, palazzo, corazza; balzo, danza, calza; stanza, distanza, costanza; azione, lezione, colazione;
2. zia, zio; zappa, zuppa, zucchero, zuccheriera; organizzare, solidarizzare;
3. esce, pesce, cresce; scivola, scivolare; unisci, unisce; capisci, capisce; usciamo, lasciamo; cresce, cresciamo; finisci, finisce;
4. scappa, scatta, scassa, scuro, scuso; schifo; scheda, schema, schivo.
ГРАММАТИКА
§ 23. Формы определенного артикля.
Род | Единственное число | Множественное число |
Мужской Мужской Мужской |
il lo l’ |
i gli gli |
Женский
Женский |
la l’ |
le
le |
§ 24. Множественное число имен существительных.
В итальянском языке имена существительные образуют множественное число следующим образом:
1. Существительные мужского рода, оканчивающиеся в единственном числе на o – e во множественном числе принимают окончание «i»:
il libro – i libri – книга – книги
il monte – i monti – гора – горы
Существительные мужского рода с безударным окончанием в единственном числе имеют одно «i» во множественном числе:
lo specchio – gli specchi - зеркало – зеркала
l’operaio – gli operai – рабочий – рабочие.
2. Существительные женского рода, оканчивающиеся в единственном числе на «а», во множественном числе принимают окончание «е».
la camera – le camere – комната – комнаты.
3. Существительные женского рода, оканчивающиеся в единственном числе на «е», во множественном числе принимают окончание «i»:
la parete – le pareti - стена – стены.
4. Существительные с ударением на последнем слоге не изменяются во множественном числе:
la città – le città – город – города.
§ 25. Множественное число имен прилагательных.
В итальянском языке имена прилагательные согласуются в роде и числе с существительными. Прилагательные образуют множественное число следующим образом:
Прилагательные с окончанием о – е в единственном числе во множественном числе принимают окончание «i»:
un appartamento moderno – due (два) appartamenti moderni
un libro francese - due libri francesi
una studentessa diligente– due studentesse diligenti
Прилагательные с окончанием а в единственном числе во множественном числе принимают окончание е:
una studentessa italiana – due studentesse italiane.
Прилагательные в функции именной части составного сказуемого согласуется в роде и числе с подлежащим:
Mara è bella. Noi siamo diligenti.
§ 26. Спряжение глаголов III спряжения в presente (в настоящем времени)
1. а) Глаголы III спряжения имеют в инфинитиве окончание –ire.
partire – уезжать
io parto
tu parti
egli parte
noi partiamo
voi partite
essi partono
б) В III спряжении есть группа глаголов, присоединяющая к корню глагола суффикс isc в presente в трех лицах единственного числа и в 3-м лице множественного числа:
finire – кончать
io finisco
tu finisci
egli finisce
noi finiamo
voi finite
essi finiscono
§ 27. Спряжение глагола essere в presente
essere – быть
io sono
tu sei
egli è
noi siamo
voi siete
essi sono
§ 28. Спряжение глагола fare в presente.
fare – делать
io faccio
tu fai
egli fa
voi fate
essi fanno
§ 29. Слияние предлогов di, in, su с определённым артиклем.
Предлоги di, in, su сливаются с определённым артиклем единственного и множественного числа и образуют так называемые слитные предлоги:
род Предлог di + артикль Примеры
Единственное число
Мужской di + il = del il libro del compagno
di + lo = dello il libro dello studente
di + l’ = dell’ dell’amico
Женский di + lа = dellа il libro dellа sorella
di + l’ = dell’ il libro dell’amica
Множественное число
Мужской di + i = dei il libro dei compagni
di + gli = degli il libro degli studenti
il libro degli amici
Женский di + le = delle il libro delle sorelle
Предлог in + артикль Примеры
Единственное число
Мужской in + il = nel nel libro
in + lo = nello nello specchio
nell’angolo
Женский in + la = nella nella casa
in + l’ = nell’ nell’acqua
Множественное число
Мужской in + i = nei nei libri
in+ gli = negli negli specchi
negli angoli
Женский in+ le = nelle nelle case
Предлог su + артикль Примеры
Единственное число
Мужской su + il = sul sul libro
su + lo = sullo sullo specchio
su + l’ = sull’ sull’armadio
Женский su + la = sulla sulla tavola
su + l’ = sull’ sull‘erba
Множественное число
Мужской su + i = sui sui libri
su + gli = sugli sugli specchi
sugli armadi
Женский su + le = sulle sulle tavole
§ 30. Вопросы к членам предложения.
1. Вопрос к подлежащему. Вопрос к подлежащему, выраженному существительным, обозначающим предмет, ставится с помощью слов che cosa? (cosa?)
Il libro è interessante. Che cosa è interessante?
Книга интересная Что интересно?
2. Вопрос к глагольному сказуемому:
Вопрос к глагольному сказуемому ставится при помощи вопросительного сочетания che cosa + глагол fare в личной форме.
Mario scrive. Che cosa fa Mario?
Марио пишет. Что делает Марио?
Gli studenti scrivono. Che cosa fanno gli studenti?
Студенты пишут. Что делают студенты?
Инверсия подлежащего в данной конструкции обязательна.
3. Вопрос к именной части сказуемого.
При постановке вопроса к именной части составного сказуемого наблюдаются следующие случаи:
а) именная часть выражает профессию или состояние. Вопрос ставится при помощи вопросительного местоимения chi?
Mara è insegnante. Chi è Mara?
Мара учительница. Кто Мара?
Aldo é operaio. Chi è Aldo?
Альдо рабочий. Кто Альдо?
б) Именная часть выражает предметность. Вопрос ставится при помощи вопросительного сочетания che cosa:
È un libro. Che cosa è?
Это книга. Что это?
в) Именная часть выражает качество, т.е. выражена прилагательным. Вопрос ставится при помощи вопросительного слова come:
Mara è diligente. Come (com’ è) Mara?
Мара старательная. Какая Мара (Какова?)
г) Именная часть выражена прилагательным, обозначающим цвет. Вопрос ставится при помощи вопросительного сочетания di che colore:
La parete è celeste. Di che colore è la parete?
Стена голубая. Какого цвета (какая) стена?
В данной конструкции инверсия подлежащего обязательна.
Слова и словосочетания
fabbrica (ж.р.) – завод, фабрика
ragazzo (м.р.) – юноша, парень
ragazza (ж.р.) – девушка
vicino (нар.) – рядом, близко
stasera (нар.) – сегодня вечером[1]
passare la serata – провести вечер
insieme (нар.) – вместе
aprire (гл.) – открывать
porta (ж.р.) – дверь
contento (прил.) – довольный, радостный
vedere (гл.) – видеть
soggiorno (м.р.) – гостиная
stanza (ж. р.) – комната
bello (прил.) – красивый, хороший
spazioso (прил.) – просторный
tenda (ж. р.) – занавеска
bianco (прил.) – белый
aperto (прил.) – открытый
i mobili (м.р.) – мн.ч. мебель
scaffale (м.р.) – книжный шкаф
sorella (ж. р.) – сестра
fratello (м.р.) – брат
lì (нар.) – там
qui (нар.) – здесь
fa il caffè – готовит кофе
mettere (гл.) – класть, ставить
tavola (ж.р.) – стол
biscotto (м.р.) – печенье
caramella (ж.р.) – конфета
prendere il caffè – выпить кофе
ascoltare (гл.) – слушать
canzone (ж.р.) – песня
preferire (гл.) – предпочитать
tè (м.р.) – чай
fa un viaggio turistico – совершать туристическое путешествие
capire (гл.) – понимать
ТЕКСТ
Di sera da Mario
Gigi è un operaio di una fabbrica. È un bravo ragazzo, simpatico e intelligente. Abita vicino e stasera va da Mario. Essi passano la serata insieme. Ecco l’appartamento. Mario apre la porta e saluta Gigi. È contento di vedere l’amico. Gigi entra nell’appartamento e va nel soggiorno. È a sinistra. È una bella stanza, spaziosa e accogliente. Le pareti sono celesti, le tende sono bianche, le finestre sono aperte e i mobili sono moderni. I libri della famiglia sono nello scaffale. Anche i libri della sorella e del fratello di Mario sono lì. La mamma sul balcone. La sorella di Mario fa il caffè e mette sulla tavola i biscotti, le caramelle e il gelato. Essi prendono il caffè, guardano la televisione e ascoltano le canzoni italiane. La mamma non prende il caffè, preferisce il tè. Gli amici sono contenti di passare la serata insieme. Stasera Mario parte. Va a Mosca, fa un viaggio turistico. Studia il russo e capisce già bene.
Пояснения к тексту
1. Существительное amico образует множественное число следующим образом: amico – amici. Существительное amica (подруга) сохраняет во множественном числе звук [k] – le amiche.
2. Прилагательное с окончанием со – go в единственном числе сохраняет звук [k] – [g] во множественном числе. Для этого перед i или e окончания ставится буква h:
bianco – bianchi largo – larghi
bianca – bianche larga – larghe
3. Поставьте во множественном числе следующие предложения:
L’amico di Mario è qui. L’amico di Giorgio parte oggi. L’amica di Maria è qui. L’amica di Anna studia l’italiano.
4. а) Поставьте во множественном числе:
una camera larga; una parete bianca; un libro bianco; una tenda bianca; una via larga.
б) Поставьте во множественном числе следующие предложения:
La cemera è larga. La parete è bianca. La via è larga. La tenda è bianca.
Прилагательные с окончанием ico не сохраняют гортанный звук. Во множественном числе имеют окончание ici. В женском роде сохраняют гортанный звук – ica – iche.
un ragazzo simpatico – due ragazzi simpatici
Глагол prendere (брать) в сочетании с существительными, обозначающими еду, образует устойчивые сочетания со значением «есть, выпить, принять».
prendere il tè – выпить чай
prendere il caffè – выпить кофе
5. Поставьте во множественном числе следующие предложения:
Глагол fare образует множество устойчивых сочетаний. Вот несколько из них:
fare il tè (il caffè) – приготовить чай (кофе)
fare un viaggio – совершать поездку
fare una passeggiata – совершать прогулку, прогуляться
6. Поставьте в единственном числе следующие предложения и переведите их на русский язык.
В итальянском языке многие глаголы и глагольные сочетания соединяются с инфинитивом-дополнением при помощи предлогов di или a. Необходимо запомнить и твердо знать употребление того или иного предлога, т.е. управление глагола:
essere contento di fare qc. (qc – qualcosa – что-то)
Sono contento di vedere gli amici – Я рад видеть (что вижу) друзей.
Упражнения
3. Прочитайте следующие группы; обратите внимание на долготу гласных и согласных:
un ragazzo simpatico; una ragazza simpatica; un ragazzo intelligente; una ragazza intelligente; abita vicino; abitiamo vicino; sono contento; sono contenta; siamo contenti; fa il caffè, faccio il caffè; prendo il caffè; prendiamo il caffè, prendono il caffè; preferisco il tè, preferisce il tè; capisco bene, capisciamo bene, capiscono bene.
4. Прочитайте данное упражнение; обратите внимание на случаи соединения:
а) Non abita vicino. Non abitiamo vicino. Non è a Mosca. Non aspetta Giorgio. b) Il libro dell’amico, la casa dell’amica, sull’acqua, nell’acqua.
5. Разделите текст № 4 на ритмические группы и прочитайте его три раза вслух.
6. а) Поставьте определенный артикль перед следующими существительными:
ragazzo, ragazza, stanza, tenda, sorella, fratello, biscotto, caramella, sigaretta, telefonata, ingegnere, specchio, scaffale, amico, operaio.
б) Поставьте во множественном числе: il ragazzo, la ragazza, la fabbrica, la stanza, la sorella, il fratello, il biscotto, la caramella, la sigaretta, lo specchio, lo scaffale, la tavola, l’operaio.
7. а) Раскройте скобки, согласуйте прилагательное с существительным:
1. una fabbrica (moderno); un ragazzo (attento); una studentessa (attento); un insegnante (contento); un’amica (contento); una stanza (spazioso); uno studente (diligente); un ingegnere (intelligente); un ingegnere (italiano); una parete (bianco).
б) Согласуйте именную часть сказуемого с подлежащим:
1. Mara è (contento). 2. Aldo è (italiano). 3. Anche Ida è (italiano). 4. La finestra è (aperto). 5. La stanza è (spazioso). 6. I mobili sono (moderno). 7. Le pareti sono (celeste). 8. Le pareti sono (bianco). 9. La camera è (bello). 10. La trasmissione è (interessante). 11. La tavola è (largo).
8. а) Проспрягайте письменно следующие предложения:
Partire oggi. Finire il compito (домашнее задание). Capire bene.
б) Раскройте скобки, поставьте глагол в нужном лице: 1. Gorgio (partire) con Mario. 2. Essi (partire) insieme. 3. Io non (partire) oggi. 4. Io (finire) il capito. 5 Tu (finire) il capito. 6. Noi (finire) il viaggio. 7. Essi (capire) già bene. 8. Aldo non (capire) il francese. 9. Noi (capire) due lingue. 10. Tu (aprire) la finestra.
9. Поставьте подлежащее и глагол-сказуемое в единственном или множественном числе:
1. Io guardo la televisione. 2. Tu studi due lingue. 3. Egli cerca il libro. 4. Tu mangi il gelato. 5. Noi salutiamo gli amici. 6. Aspettiamo una telefonata. 7. Fumo una sigaretta. 8. Prendo il libro. 9. Prendete il caffè. 10. Voi rispondete bene. 11. Essi pronunciano bene. 12. Scrivono in italiano.
10. а) Повторите спряжения глаголов: avere, essere, fare.
б) Раскройте скобки, поставьте глагол в нужном лице:
1. Io (avere) una bella torta. 2. Tu (avere) una sigaretta? 3. Essi non (avere) un vocabolario italiano. 4. Tu (essere) contenta? 5. Voi (essere) contenti? 6. Essi non (essere) contenti. 7. Giorgio (fare) i compiti. 8. Tu (fare) il compito? 9. Che cosa (fare) Mario? 10. Voi non (fare) il caffè.
11. Перед следующими существительными поставьте слитные предлоги:
di: compagno – compagni; amico – amici; città – città (мн.ч.); in: libro – libri; scaffale – scaffali; su: libro – libri; scaffale – scaffali; porta – porte.
12. а) Вместо точек поставьте указанный предлог – простой или сочлененный и переведите предложения:
di:
1. La casa … compagno Rossi è bella. 2. I libri … compagni sono qui. 3. La famiglia … studentessa è a Mosca. 4. La finestra … camera è aperta. 5. Il soffitto … appartamento è bianco.
in:
1. Il libro è … borsa. 2. I libri sono … scaffale. 3. Gli amici sono … soggiorno. 4. Gli amici entrano … appartamento.
su:
1. La torta è … tavola. 2. La sigaretta è … tavola. 3. I libri sono … scaffale. 4. Il libro è … vocabolario. 5. Marisa mette il gelato … tavola.
13. Дополните предложения прилагательным:
moderno, spazioso, difficile, bello, qualificato, bianco, accogliente, turistico, rosso. 1. La stanza di Mario è … 2. È una … stanza.3. L’italiano non è … . 4. Marisa è … .5. L’appartamento di Giorgio è … . 6. Mario è un operaio … . 7. Il tappeto è … . 8. Le tende sono … . 9. I mobili non sono … . 10. Il soggiorno è … . 11. Mario fa viaggio … . 12. È una fabbrica … .
14. Ответьте утвердительно и отрицательно на следующие вопросы:
1. Di sera guarda la televisione? 2. Di sera ascolta le canzoni italiani? 3. La famiglia è nel soggiorno? 4. Mario è in casa? 5. Giorgio abita vicino? 6. Essi passano la serata insieme? 7. Il soggiorno è spazioso? 8. La finestra è aperta? 9. I mobili sono moderni? 10. La mamma prende il caffè?
15. Ответьте утвердительно и отрицательно на следующие вопросы. Обратите внимание на изменение формы глагола:
1. Sei contento? 2. Fai il caffè? 3. Prendi il caffè? 4. Preferisci il tè? 5. Ascolti le canzoni italiane? 6. Passi la serata da Mario? 7. Leggi in italiano? 8. Rispondi in francese? 9. Aspetti una telefonata? 10. Sei occupato stasera? 11. Studi di sera? 12. Lavori di giorno?
16. Поставьте вопросы к членам предложения:
а) К подлежащему.
1. Gli amici entrano nell’appartamento. 2. Gli studenti aprono la porta. 3. I ragazzi pronunciano bene. 4. Noi torniamo a casa. 5. Aldo vive in campagna. 6. Il pavimento è pulito. 7. La trasmissione è interessante.
б) К сказуемому: 1. Faccio il compito. 2. Leggono in italiano. 3. Scrivono in francese. 4. Aprono la porta. 5. Prendi il caffè. 6. Mette la torta sulla tavola. в) К именной части сказуемого: Il ragazzo è alto. 2. Gli studenti sono giovani. 3. La camera è accoliente. 4. Essi sono contenti. 5. Dario è impiegato. 6. Aldo è operaio. 7. È un libro. 8. È un vocabolario. 9. La casa è bianca. 10. Il tappeto è rosso. 11. Le pareti sono celesti.12. L’erba è verde.
17. Ответьте на следующие вопросы ( по тексту):
1. Chi è Mario? 2. Com’è Mario? 3. Che cosa fa stasera? 4. Com’è il soggiorno? 5. Di che colore sono le pareti? 6 Di che colore sono le tende? 7. Come sono i mobili? 8. Che cosa fa la sorella di Mario? 9. Che cosa mette sulla tavola? 10. Che cosa mangiano? 11. Che cosa ascoltano? 12. Chi parte stasera?
18. Переведите следующие предложения:
1. Марио друг Джино. 2. Он живет недалеко. 3. Сегодня он идет к Марио. 4. Они проводят вечер вместе. 5. Марио открывает дверь и здоровается с Джино. 6. Они идут в гостиную. 7. Семья Марио в гостиной. 8. Они смотрят телепередачу. 9. Окна открыты. 10. Книги брата и сестры Марио в книжном шкафу. 11. Сестра Марио готовит кофе. 12. Они пьют кофе и слушают итальянские песни.
19. Прочитайте диалог дважды и выучите его наизусть.
Conversazione
Gigi – Pronto! Chi parla?
Mario – Sono io, Mario. Marisa è a casa?
Gigi – No, è fuori.
Mario – Peccato[2]. Che cosa fai stasera? Facciamo una passeggiata insieme?
Gigi – Stasera sono occupato. Aspetto un amico.
Mario – Lavorate insieme?
Gigi – Sì, lavoriamo insieme e studiamo il francese.
Mario – Capisci bene l’insegnante?
Gigi – Sì, capisco un po’, ma è ancora difficile.
Mario – Arrivederci. A domani!
урок 4 ауд
Таблица № 1 – Глаголы I, II, III спряжения. Их особенности.
Indicativo
Presente
parlare | |||
Io parloTu parliEgli parlaNoi parliamoVoi parlateEssi parlano |
cercare
Io cerco
Tu cerchi
Egli cerca
Noi cerchiamo
Voi cercate
Essi cercano
mangiare
Io mangio
Tu mangi
Egli mangia
Noi mangiamo
Voi mangiate
Essi mangiano
pronunciare
Io pronuncio
Tu pronunci
Egli pronuncia
Noi pronunciamo
Voi pronunciate
Essi pronunciano
II спряжение
vedere leggere
Io vedo Io leggo
Tu vedi Tu leggi
Egli vede Egli legge
Noi vediamo Noi leggiamo
Voi vedete Voi leggete
Essi vedono Essi leggono
III спряжение
partire
Io parto
Tu parti
Egli parte
Noi partiamo
Voi partite
Essi partono
Таблица № 2 – Определенный артикль +существительное + прилагательное
Определенный артикль + существительное мужского рода единственного числа |
Прилагательное |
|
окончание о |
окончание е |
|
il libro lo studente l’amico |
italiano italiano italiano |
francese diligente intelligente |
Определенный артикль + существительное женского рода единственного числа |
Прилагательное |
|
окончание a |
окончание е |
|
la casa l’amica la studentessa |
moderna italiana attenta |
verde francese giovane |