Статуя «Давид»

Воскресенье, 10 Мар 2019

 

Давид

 »Эпоха Возрождения в Италии на редкость богата выдающимися мастерами, но она всё же не выдвинула художника, равного Микеланджело. По своей универсальности, по величию и глубочайшей продуманности своих творческих замыслов, по страстной убеждённости и нравственной чистоте Микеланджело намного превосходит своих современников. Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом. И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.»                                        В. Н. Лазарев

 Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) родился 6 марта 1475 года в небольшом   городке Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, неподалеку от Флоренции.

Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших  своих произведений. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентинского собора. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась «Юдифь» Донателло. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Вазари прямо пишет: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. В этом плане микеланджеловская статуя как нельзя лучше отвечала тому центральному в ансамбле города месту, которое ей отвела авторитетная комиссия.

Работая над статуей, мастер столкнулся с большими трудностями. Он получил мраморную глыбу сильно вытянутой формы и неглубокую по своему объему. К тому же эта глыба была частично подготовлена для фигуры Давида скульпторами XV века, которые затем отказались от ее использования, столь неудобной была она по своей форме. И здесь проявилась замечательная способность Микеланджело «вписывать» фигуру в готовый блок камня так, чтобы она укладывалась в нем максимально экономно.

  Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Фигура дана не в движении, а в состоянии покоя. Закинутая за плечо праща и камень в правой руке являются лишь атрибутами, намекающими на героическое деяние Давида. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги выражают не только физическую мощь, но и подчеркивают силу духа.

Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий «Силы» (Fortitudo). Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присущи такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет силы в мире, которая могла бы противостоять этому юному герою.

 

admin

Понравилась статья? Расскажите друзьям.:
Общайтесь со мной