Новости

Судьба пассажирского советского самолета Ту-154

Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless – «Беззаботный», на сленге советских пилотов – «Полтинник», «Туполь», «Большая тушка», или «Аврора») – трехдвигательный реактивный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, разработанный в 1960-х в СССР и КБ Туполева для замены Ту-104.

Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. Производился серийно с 1970 по 1998 годы, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска иногда достигал 5 машин в месяц. С 1998 по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолетов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013 года завод сообщил об окончании, с выпуском борта № 998, производства самолета данного типа.

Самый массовый советский реактивный пассажирский самолет, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолетов на маршрутах средней дальности в России. Самый короткий беспосадочный маршрут, на котором используется Ту-154, - Ташкент – Наманган (189 км), а самый протяженный – Москва – Якутск (6600 км).

Разработка советского среднемагистрального самолета нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18, началась в ОКБ Илюшина в 1963 году под руководством главного конструктора С.М. Егера. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Илюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития. Ставилась задача создать современный пассажирский самолет, не уступающий по своим параметрам созданному в то время Боингу-727.

Первый опытный экземпляр с бортовым номером СССР-85000 построен в 1966 году. Первый полет состоялся 3 октября 1968 году (командир корабля Ю.В. Сухов). В 1969 году машину продемонстрировали на авиасалоне в Ле-Бурже. В 1970 году в     Куйбышеве, на авиационном заводе № 18 (КуАЗ, ныне «Авиакор») началось серийное производство самолета. В мае 1971 года предсерийные самолеты начали использоваться для перевозки почты из Москвы (Внуково) в Тбилиси,       Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.

Самолетам семейства Ту-154 (в СССР, а затем в России) присваивались регистрационные (бортовые) номера, начинающиеся 85 (например, СССР-85311, RA-85185).

На трассы авиакомпании «Аэрофлота» лайнер вышел в начале 1972 года. Первый регулярный рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва – Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года (командир корабля Е.И. Багмут). 2 апреля 1972 года лайнер начал эксплуатироваться на международных авиалиниях – первый международный рейс на Ту-154 был выполнен берлинский аэропорт Шенефельд.

Начальная эксплуатация показала, что самолет требует дальнейшей модернизации, поэтому уже через два года была готова к модификация Ту-154А, которая и стала первой пошедшей в серию – двигатели НК-8-2 были заменены на более мощные НК-8-2У.

В период с 1975 по 1981 самолет модернизировался, взлетная масса была увеличена с 94 до 98 тонн. Изменения коснулись планера, крыла, состава оборудования, увеличения пассажировместимости. Новая модификация получила наименование Ту-154Б. под эту конфигурацию впоследствии были доработаны все самолеты первых серий.

В 1984 году в серийное производство поступила модификация Ту-154М (первоначально Ту-164), созданная под руководством А.С. Шенгардта. На этой машине были установлены более экономичные двигатели конструкции ОКБ П.А. Соловьева. Самолеты этой модификации имеют максимальную взлетную массу от 100 до 104 тонн.

Девять самолетов были переделаны в грузовые. Проект первоначально именовался как Ту-154Т, затем Ту-154С (cargo).

Пять самолетов были переоборудованы в летающие лаборатории и существенно доработаны по программе испытаний космического корабля «Буран». Два из пяти Ту-154ЛЛ могли совершать полностью автоматическую посадку.

Две машины были переоборудованы в рамках программы «Открытое небо». Самолеты предназначались для всестороннего контроля за военной деятельностью стран НАТО и СНГ. В Германии был переоборудован самолет Ту-154М, принадлежавший «Люфтваффе» (машина потерпела катастрофу через два года, в 1997). В РФ проект получил наименование Ту-154М-ОН.

На базе Ту-154 был создан первый в мире самолет, двигатели которого работали на сжиженном газе (Ту-155).

Модификации Ту-154 стали самыми массовыми самолетами в СССР в середине 1980-х годов. На этих самолетах выполнялась значительная доля перевозки пассажиров в СССР. Ту-154 летели во многие аэропорты СССР, а также более 80 городов мира. Самолет эксплуатировался, помимо «Аэрофлота», в 235-м (правительственном), авиаотряде (11 самолетов), а также в авиации Вооруженных сил СССР.

Озеро Байкал

Байкал – самое глубокое озеро на Земле. Современное значение глубины озера – 1642 м – было установлено в 1983 году А.Г. Колотило и А.И. Сулимовым во время выполнения гидрографических работ экспедицией ГУНиО МО СССР.

Максимальная глубина была занесена на карты в 1992 году и подтверждена в 2002 году в результате выполнения современного бельгийско-испанско-российского проекта по созданию новой батиметрической карты Байкала, когда были оцифрованы глубины в 1 312 788 в точках акватории озера (значения глубин были получены в результате перевычисления данных акустического зондирования, совмещенных с дополнительной батиметрической информацией, в том числе эхолокации и сейсмического профилирования; один из авторов открытия максимальной глубины, Л.Г. Колотило, был участником этого проекта.

Если учесть, что водная гладь озера находится на высоте 455,5 м над уровнем моря, то нижняя точка котловины лежит на 1 186,5 м ниже уровня мирового океана, что делает чашу Байкала также одной из самых глубоких материковых впадин.

Средняя глубина озера также очень велика – 744,4 м. она превышает максимальные глубины многих очень глубоких озер.

Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 метров: Танганьика *(1470 м) и Каспийское море (1025 м). (По некоторым данным подледниковое озеро Восток в Антарктиде имеет глубину более 1200 м, однако надо учитывать, что это подледниковое «озеро» не озеро в том смысле, к которому мы привыкли, так как над водой четыре километра льда и оно представляет собой некую замкнутую емкость, где вода находится под огромным давлением, а «поверхность» или «уровень» воды в разных частях этого «озера» отличается более чем на 400 метров. Таким образом, понятие «глубина» для подледникового озера Восток кардинально отличается от глубины «обычных» озер).

Запасы воды в Байкале гигантские – 23615,39 кубических км (около 19 процентов мировых запасов озёрной пресной воды – во всех пресных озёрах мира содержится 123 тыс. кубических км воды). По объему запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр, уступая лишь Каспийскому морю, однако в Каспийском море вода солёная. В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио), и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере.

В Байкал впадает 336 рек и ручьёв, однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Самые крупные из них – Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Из озера вытекает одна река – Ангара.