Запись 7

Четверг, 02 Май 2013

Данте и Беатриче

Известно, что среди друзей Данте, начиная с юности, были живописцы, музыканты, поэты и вообще люди искусства. Они сыграли определённую роль в становлении молодого поэта. Однако для самого Данте определяющую роль в дальнейшей судьбе поэта и мыслителя сыграло не полученное образование и не круг общения, а возвышенное и страстное чувство к Беатриче, которое озаряло светом гармонии, добра и истины всю его нелёгкую жизнь.

Важнейшее событие всей жизни Данте произошло, когда ему было девять лет. Отец взял его на весеннее празднество в дом богатого флорентийца Фолько Портинари. Там мальчик увидел дочь хозяина, Беатриче (Beatrice), девочку лет восьми. Юный ангел предстал перед ним в одеждах пурпурного цвета, с поясом и украшениями. «Она показалась мне, – писал поэт, – скорее дочерью бога, нежели простого смертного… С той самой минуты, как я её увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей и, дрожа от волнения, услышал тайный голос: «Вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою».

Домá  Алигьери и Портинари были расположены почти рядом, поэтому будущий великий поэт и его Муза могли часто встречаться и играть, как и подобает детям в их возрасте, но не этим встречам было суждено пробудить могучий поэтический дар Данте.

Прошло девять лет, когда восемнадцатилетнему Данте предстало новое явление Беатриче. Они находились в самой цветущей поре юности. На этот раз Беатриче была вся в белом, она шла по улице в сопровождении двух женщин постарше; подняв на него взор, Беатриче благодаря «неизречённой своей милости», поклонилась ему так скромно-прелестно, что поэт ощутил «высшую степень блаженства». Опьянённый восторгом встречи, поэт уединился в своей комнате; там, погружённого в мечты о своей возлюбленной, его сморил сон. Проснувшись, Данте изложил этот сон в стихах. Этот сонет – аллегория в форме видения. Любовь держит в руках сердце поэта и некую «уснувшую и укутанную вуалью даму». Спутник Любви, Амур, будит даму, вручает ей сердце Данте и в слезах удаляется.

Этот сонет восемнадцатилетнего Данте, в котором он обратился к братьям-поэтам, спрашивая у них объяснения своему сну, привлёк к нему внимание многих ценителей изящной словесности. Гвидо Кавальканти, известный и почитаемый поэт того времени, от всей души поздравил юношу с успехом. С этого момента началась у них многолетняя дружба.

Уже в первых сонетах и канцонах, окружавших ярким сиянием и поэтическим ореолом образ Беатриче,  Данте превзошёл своих современников силой поэтического дарования, образностью языка, а также искренностью, серьёзностью и глубиной чувства.

Представление о том, что Данте сидел в уединении и сочинял свои восхитительные сонеты, далеко от истины. Человек с тех пор мало изменился. Все мы, в восемнадцать лет страстно желали найти подругу, встретить любовь. Понятно, что молодой Данте не был исключением. После второй встречи с Беатриче для Данте наступило время расцвета. Он стал самостоятельным человеком и начал вести светскую жизнь. Недостатка в развлечениях не было: охота, музицирование, танцы, шумные празднества и, разумеется, дамское общество.

Сердце Данте принадлежало Беатриче, но светские приличия требовали, чтобы поклонение даме облекалось в куртуазную форму. В частности, воспевание объекта обожания в стихах или публичные страдания и вздохи не должны были выходить за рамки галантного и безобидного ухаживания и не предполагали искреннюю страсть. Отклонение от этого правила могли вызвать неприятие и славу плохого воспитания.

Данте противился естественному чувству влечения к любимой девушке. Чтобы скрыть от людей свою любовь, у него появилась «дама-ширма». Очень банальная история. В церкви он посылал пылающие взгляды в сторону Беатриче и всякий раз его взор упирался в даму, которая своей фигурой закрывала его возлюбленную. Так появилась «дама-ширма», которая пылающий взор влюблённого принимала на свой счёт. Все окружающие были такого же мнения. Это продолжалось несколько лет. Потом эта дама «для отвода глаз» куда-то исчезла, возможно, сменила место жительства. У Данте появилась другая «дама-ширма», которой он серьёзно начал увлекаться. Слухи и сплетни о новом увлечении Данте вопреки куртуазным канонам игры в любовь вызвали у Беатриче ревность, и при очередной встрече с поэтом она не ответила на его поклон. Кроме этого на голову Беатриче обрушилось новое горе: умерла лучшая её подруга. Данте скорбел о её утрате, написав по этому случаю два утешительных сонета. Однако это не помогло. В январе 1287 года Беатриче вышла замуж за Симона де Барди. Многие исследователи наследия Данте усматривают в этом поведении Беатриче загадку. Тут есть о чём подумать. Беатриче вышла замуж не моложе 21 года. По тем средневековым понятиям замуж девушки выходили раньше. Почему она задержалась в девушках, а её замужество ускорилось после некоторого охлаждения отношения к поэту. А многие задаются естественным вопросом: «Да знала ли Беатриче о столь неземной любви самого Данте?» Неизвестность всегда порождает различные выдумки.

Известно, что Данте не добивался руки и сердца Беатриче, ограничиваясь исключительно воспеванием возлюбленной и поклонением ей. Под оболочкой светского молодого человека и учёного у Данте билось чистое юное сердце, склонное к обожанию и отчаянию: он был одарён пламенным воображением, возносившего его далеко от земли, в царство Мечты. Его чувство к Беатриче отличалось всеми признаками первой юношеской любви: это духовное, безгрешное поклонение женщине, а не страстное влечение к ней.

Беатриче была в глазах Данте, скорее ангелом, не женщиной из плоти и крови; словно на крыльях неслась она над грешной землёй. Поэтому любовь к ней – «дорога к добру, к Богу». Не стоит забывать и о том, что средневековая мораль традиционно противопоставляла духовное и телесное начала и относила плотскую любовь к низменным, животным проявлениям человеческой натуры.

В 1289 году Беатриче глубоко переживала потерю отца, а следующий год оказался роковым для неё самой. Она неожиданно умирает в возрасте не старше 24 лет. Смерть возлюбленной повергла поэта в бездну отчаяния настолько сильно, что родственники и друзья Данте серьёзно опасались за его здоровье. Лучше о своей любви рассказал сам Данте в своём сборнике «Новая жизнь», который был закончен в 1293 году. Название сборника, вероятно, объясняется тем, что именно любовь к Беатриче открыла для поэта настоящую «новую жизнь». Его возлюбленная – воплощение идеала: «Облечённая в скромность, сияя красотой, шествует она среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтобы явить миру зрелище своих совершенств. Её присутствие даёт блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто её не видел, не может понять всей сладости её присутствия» – так пишет о ней поэт. Вместе с тем нужно сказать, что «Новая жизнь» – это скорбная книга. Несмотря на то, что горе поэта граничило с помешательством, его натура была достаточно здоровой и крепкой, чтобы найти выход из бездны отчаяния. Данте искал утешение в занятиях наукой, особенно философией древних. Поэт вернулся к спокойной, уравновешенной жизни. Этой ситуацией решили воспользоваться родственники, подыскав ему невесту Джемму ди Манетто Донати, на которой он женился в 1297 году.

Понравилась статья? Расскажите друзьям.:
Общайтесь со мной